ВКонтексте.
Объединение специалистов, использующих
контекстуально-поведенческие подходы в психотерапии
Мы очень любим контекстуально-поведенческие подходы и хотим, чтобы в России о них знало как можно больше людей.

Поэтому мы объединились и создали проект «ВКонтексте».

Цель проекта — через мероприятия, образовательный контент и другие активности рассказывать о контекстуально-поведенческих подходах специалистам и всем желающим.
«ВКонтексте» — это мы
Евгения Дашкова
Психолог, квалифицированный консультант при расстройствах пищевого поведени
Я считаю себя поведенческим психологом, мои любимые направления работы – Терапия принятия и ответственности (ACT), Терапия, сфокусированная на сострадании (CFT), Функционально-Аналитическая терапия (FAP). Мне живо интересно всё, что касается изменений поведения: как помочь человеку измениться надолго и всерьез.

ПОДРОБНЕЕ
Ольга Турчинская
Клинический психолог
Я отдаю больше предпочтения индивидуальной очной работе, потому что мне важен личный контакт и возможность видеть человека целиком, его реакции и иметь возможность работать и с его реакциями тоже. Но сегодня почти половина моей работы переходит в онлайн.

ПОДРОБНЕЕ
Дарья Сучилина
Психолог, психотерапевт, инструктор навыков осознанности
Сейчас я занимаюсь доказательной психотерапией - когнитивно-поведенческой и ее новым ответвлениями: Терапией принятия и ответственности (ACT), Когнитивной терапией на основе осознанности (MBCT), Терапией, сфокусированной на сострадании (CFT).

ПОДРОБНЕЕ
Евгения Дашкова
Психолог, квалифицированный консультант при расстройствах пищевого поведени
Я считаю себя поведенческим психологом, мои любимые направления работы – Терапия принятия и ответственности (ACT), Терапия, сфокусированная на сострадании (CFT), Функционально-Аналитическая терапия (FAP). Мне живо интересно всё, что касается изменений поведения: как помочь человеку измениться надолго и всерьез.

ПОДРОБНЕЕ
Ольга Турчинская
Клинический психолог
Я отдаю больше предпочтения индивидуальной очной работе, потому что мне важен личный контакт и возможность видеть человека целиком, его реакции и иметь возможность работать и с его реакциями тоже. Но сегодня почти половина моей работы переходит в онлайн.

ПОДРОБНЕЕ
Дарья Сучилина
Психолог, психотерапевт, инструктор навыков осознанности
Сейчас я занимаюсь доказательной психотерапией - когнитивно-поведенческой и ее новым ответвлениями: Терапией принятия и ответственности (ACT), Когнитивной терапией на основе осознанности (MBCT), Терапией, сфокусированной на сострадании (CFT).

ПОДРОБНЕЕ
Дарья Сучилина
О себе.

Я психолог, психотерапевт, инструктор навыков осознанности, а также занимаюсь переводами на обучающих мероприятиях по практической психологии и психотерапии. Изначально я училась клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, поэтому в основе моей работы лежит базовая установка на эмпатию и безусловное принятие клиентов. Затем я осваивала различные соматические и телесно-ориентированные направления психотерапии.

Сейчас я занимаюсь доказательной психотерапией - когнитивно-поведенческой и ее новым ответвлениями: Терапией принятия и ответственности (ACT), Когнитивной терапией на основе осознанности (MBCT), Терапией, сфокусированной на сострадании (CFT).

Я работаю индивидуально со взрослыми клиентам, а также провожу психотерапевтические группы, открытые лекции по практической психологии и тренинги навыков осознанности (mindfulness). Самая вдохновляющая часть моей работы - это открытые групповые семинары по развитию телесной осознанности и навыков заботы о себе "Любимое тело". Больше узнать обо мне и почитать мои профессиональные статьи можно на моем сайте "Дуще полезно".

Специализация:

Я не врач и не ставлю диагнозов, поэтому работаю не с расстройствами, а с живыми людьми. Ко мне можно обратиться за помощью, если вы:

  • Испытываете хронический стресс на работе и в отношениях, эмоциональное и профессиональное выгорание, истощение - в том числе, если вы родитель или заботитесь о пожилых родственниках;

  • Склонны к тревожности по поводу своего здоровья, сталкивались с паническими атаками или психосоматическими симптомами и расстройствами;

  • Переживаете по поводу мнения окружающих людей, избегаете критики и отвержения, боитесь новых знакомств и общественных мероприятий;

  • Находитесь в депрессивном состоянии, перестали чувствовать удовольствие и интерес, запутываетесь в негативных мыслях и не находите сил на даже повседневные дела;

  • Хотите научиться организовывать свою жизнь, распределять свое время и расставлять приоритеты, налаживать баланс между работой, отношениями и собственными увлечениями.
Профессиональная принадлежность:

Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (член ассоциации, преподаватель ассоциации)

Ассоциация по развитию культуры осознанности (член ассоциации)

Association for Contextual Behavioral Science (член ассоциации)

Я регулярно прохожу супервизию и имею большой опыт личной терапии, участвую в интервизионных группах и группах самообучения.

Образование:

Профессиональное образование:

1. Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики, факультет психологии (2006 – 2010). Специальность: Психология, квалификация: Психолог (бакалавр)

2. Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики (2010 – 2012). Специальность: Исследование, консультирование и психотерапия личности. Степень: Психолог (магистр).

Дополнительное профессиональное образование:

  • Семинар по Гештальт-терапии в работе с телесностью (Объединенный психологический центр, проект «Образование», сентябрь – октябрь 2011)

  • Психотерапия психосоматических расстройств (Объединенный психологический центр, проект «Образование», ноябрь 2012 – июнь 2013)

  • Работа с травмой в БодиМайнд Гештальт-терапии (Объединенный психологический центр, проект «Образование», март 2015)

  • Psychological First Aid / Экстренная психологическая помощь (John Hopkins University via Coursera, февраль-март 2016)

  • Психодиагностика (Национальный исследовательский Томский государственный университет, апрель-май 2016)

  • Negotiation and Conflict Resolution / Переговоры и разрешение конфликтов (Macquarie Graduate School of Management (MGSM), январь-февраль 2017)

  • Vital Signs: Understanding What the Body It Telling Us / Основные физиологические показатели: понимание сигналов, которые подает наш организм (University of Pennsylvania, март-апрель 2017)

  • Functional Analytic Psychotherapy / Функционально-аналитическая психотерапия (в рамках III Международного Съезда Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, май 2017)

  • CBT Tools for Clinical Practice / Инструменты когнитивно-поведенческой психотерапии в клинической практике (в рамках III Международного Съезда Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, июнь 2017)

  • De-Mystifying Mindfulness / Развенчание мифов об осознанности (Universiteit Leiden, июль-август 2017)

  • "Тревожные расстройства: симптомы и причины, техники и алгоритмы терапии" (вебинар Председателя Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, к.м.н. Д. В. Ковпака, сентябрь 2017)

  • Food and Body Image / Еда и образ тела (Русское общество психосоматики, октябрь 2017)

  • Compassion Focused Therapy (CFT) - Two Day Introductory Workshop / Терапия, сфокусированная на сострадании - Двухдневный вводный семинар (Balanced Minds, England; Центр Контекстуальной Поведенческой Терапии, декабрь 2017)

  • Compassion Focused Therapy (CFT) - Working with Shame & Self-Criticism / Терапия, сфокусированная на сострадании - Работа со стыдом и самокритикой (Balanced Minds, England; Центр Контекстуальной Поведенческой Терапии, февраль 2018)

  • Modern Integrative CBT for Depression / Современная интегративная когнитивно-поведенческая психотерапия депрессии (Ассоциация Когнитивно-поведенческой Психотерапии, февраль 2017)

  • ACT for Adolescents and Parents / Терапия принятия и ответственности при работе с подростками и родителями (Центр Контекстуальной Поведенческой Терапии, март 2018)

  • Mindfulness Based Cognitive Therapy (MBCT) Practice Retreat / Когнитивная терапия, основанная на осознанности, практический ритрит (BreathMOVES, Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, EMDR Russia, апрель 2018)

  • Cognitive Behavioural Therapy for Acute Depression and Depression Relapse Prevention / Когнитивно-поведенческая терапия для лечения и профилактики острых депрессий и рецидивов депрессий (в рамках IV Международного Съезда Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, апрель 2018)

  • Strengthening the therapeutic relationship in CBT / Формирование и развитие терапевтических отношений в когнитивно-поведенческой терапии (в рамках IV Международного Съезда Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, апрель 2018)

  • Functional Analytic Psychotherapy / Функционально-аналитическая психотерапия (Базовый курс, 16 часов, Центр Контекстуальной Поведенческой Психотерапии, июль-август 2018)

  • Acceptance, compassion and connection: Using contextual behavioral strategies to better meet the needs of LGBTQ clients / Принятие, сострадание и связанность: Использование контекстуальных поведенческих стратегий для повышения эффективности работы с ЛГБТК клиентами (Центр Контекстуальной Поведенческой Психотерапии, октябрь 2018)

  • The New Maudsley Collaborative Approach for Eating Disorders / Новый метод Модсли по совместному уходу при расстройствах пищевого поведения (Kings College London, University of London, декабрь 2018)

  • Neuroscience for Parents: How to Raise Amazing Kids / Нейронаука для родителей: как вырастить прекрасных детей (Brain Academy, январь 2019)

  • Compassion Focused Therapy for Psychosis / Терапия, сфокусированная на сострадании, при работе с психозом (Balanced Minds, England; Центр Контекстуальной Поведенческой Терапии, март 2019)

  • Functional Analytic Psychotherapy / Функционально-аналитическая психотерапия (Продвинутый курс, 16 часов, Центр Контекстуальной Поведенческой Психотерапии, март-апрель 2019)

  • Практический семинар по Гештальт-терапии в работе с телесностью (Объединенный психологический центр, проект «Образование», сентябрь – октябрь 2011)

  • Психотерапия психосоматических расстройств (Объединенный психологический центр, проект «Образование», ноябрь 2012 – июнь 2013)

  • Работа с травмой в БодиМайнд Гештальт-терапии (Объединенный психологический центр, проект «Образование», март 2015)

  • Psychological First Aid / Экстренная психологическая помощь (John Hopkins University via Coursera, февраль-март 2016)

  • Психодиагностика (Национальный исследовательский Томский государственный университет, апрель-май 2016)

  • Negotiation and Conflict Resolution / Переговоры и разрешение конфликтов (Macquarie Graduate School of Management (MGSM), январь-февраль 2017)

  • Vital Signs: Understanding What the Body It Telling Us / Основные физиологические показатели: понимание сигналов, которые подает наш организм (University of Pennsylvania, март-апрель 2017)

  • Functional Analytic Psychotherapy / Функционально-аналитическая психотерапия (в рамках III Международного Съезда Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, май 2017)

  • CBT Tools for Clinical Practice / Инструменты когнитивно-поведенческой психотерапии в клинической практике (в рамках III Международного Съезда Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, июнь 2017)

  • De-Mystifying Mindfulness / Развенчание мифов об осознанности (Universiteit Leiden, июль-август 2017)

  • "Тревожные расстройства: симптомы и причины, техники и алгоритмы терапии" (вебинар Председателя Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, к.м.н. Д. В. Ковпака, сентябрь 2017)

  • Food and Body Image / Еда и образ тела (Русское общество психосоматики, октябрь 2017)

  • Compassion Focused Therapy (CFT) - Two Day Introductory Workshop / Терапия, сфокусированная на сострадании - Двухдневный вводный семинар (Balanced Minds, England; Центр Контекстуальной Поведенческой Терапии, декабрь 2017)

  • Compassion Focused Therapy (CFT) - Working with Shame & Self-Criticism / Терапия, сфокусированная на сострадании - Работа со стыдом и самокритикой (Balanced Minds, England; Центр Контекстуальной Поведенческой Терапии, февраль 2018)

  • Modern Integrative CBT for Depression / Современная интегративная когнитивно-поведенческая психотерапия депрессии (Ассоциация Когнитивно-поведенческой Психотерапии, февраль 2017)

  • ACT for Adolescents and Parents / Терапия принятия и ответственности при работе с подростками и родителями (Центр Контекстуальной Поведенческой Терапии, март 2018)

  • Mindfulness Based Cognitive Therapy (MBCT) Practice Retreat / Когнитивная терапия, основанная на осознанности, практический ритрит (BreathMOVES, Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, EMDR Russia, апрель 2018)

  • Cognitive Behavioural Therapy for Acute Depression and Depression Relapse Prevention / Когнитивно-поведенческая терапия для лечения и профилактики острых депрессий и рецидивов депрессий (в рамках IV Международного Съезда Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, апрель 2018)

  • Strengthening the therapeutic relationship in CBT / Формирование и развитие терапевтических отношений в когнитивно-поведенческой терапии (в рамках IV Международного Съезда Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, апрель 2018)

  • Functional Analytic Psychotherapy / Функционально-аналитическая психотерапия (Базовый курс, 16 часов, Центр Контекстуальной Поведенческой Психотерапии, июль-август 2018)

  • Acceptance, compassion and connection: Using contextual behavioral strategies to better meet the needs of LGBTQ clients / Принятие, сострадание и связанность: Использование контекстуальных поведенческих стратегий для повышения эффективности работы с ЛГБТК клиентами (Центр Контекстуальной Поведенческой Психотерапии, октябрь 2018)

  • The New Maudsley Collaborative Approach for Eating Disorders / Новый метод Модсли по совместному уходу при расстройствах пищевого поведения (Kings College London, University of London, декабрь 2018)

  • Neuroscience for Parents: How to Raise Amazing Kids / Нейронаука для родителей: как вырастить прекрасных детей (Brain Academy, январь 2019)

  • Compassion Focused Therapy for Psychosis / Терапия, сфокусированная на сострадании, при работе с психозом (Balanced Minds, England; Центр Контекстуальной Поведенческой Терапии, март 2019)

  • Functional Analytic Psychotherapy / Функционально-аналитическая психотерапия (Продвинутый курс, 16 часов, Центр Контекстуальной Поведенческой Психотерапии, март-апрель 2019)

  • Emotional Schema Therapy: Deepening the Meaning of Therapy / Терапия эмоциональных схем: углубление понимания терапии (в рамках V Международного Съезда Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, май 2019)

  • Когнитивная терапия на основе осознанности (MBCT) (Программа дополнительного профессионального образования в Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, февраль-май 2019)
Видео:

  1. Вебинар SELFCARIST: Научные способы заботы о себе: https://youtu.be/QoBrGQMxg6s

  2. Психология осознанности: Часть 1 https://youtu.be/mHKga9mNwDg

  3. Психология осознанности: Часть 2 https://youtu.be/7zsPwVS74Mo

  4. Психология осознанности: Часть 3 https://youtu.be/LIEltB98_co

  5. Психология телесности и психосоматика: Часть 1 https://youtu.be/wkKjSzqz6oQ

  6. Психология телесности и психосоматика: Часть 2 https://youtu.be/FQg-n1BgqAA

  7. Психология телесности и психосоматика: Часть 3 https://youtu.be/T4YS2NBZZ7Q

  8. Этика в психотерапии: кто такой психолог и психотерапевт: https://youtu.be/3ktUT2-ujRI

  9. Этика в психотерапии: как выбрать психолога: https://youtu.be/RWk1pIvILLo

  10. Этический кодекс психолога: https://youtu.be/fA8Rwah6eaM

  11. Психология эмоций: стратегии эмоциональной регуляции: https://youtu.be/FdwSm_W_538

  12. Психология эмоций: как избавиться от эмоционального перфекционизма https://youtu.be/Rui02AoTee4

  13. Психология эмоций: как делиться эмоциями с другими людьми https://youtu.be/rMfaH1ohhE4

  14. Интервью с Дарьей Сучилиной: критика mindfulness, психологическое просвещение и работа с великими психотерапевтами https://youtu.be/dR1Ib1ZBU5E

Ольга Турчинская
О себе

Я клинический психолог. Живу и работаю в Белгороде – в таком обычном маленьком городе, где конфиденциальность приобретает особую значимость.

Я отдаю больше предпочтения индивидуальной очной работе, потому что мне важен личный контакт и возможность видеть человека целиком, его реакции и иметь возможность работать и с его реакциями тоже. Но сегодня почти половина моей работы переходит в онлайн.

Я работаю и с парами. И совсем немного веду терапевтические группы.

Мои клиенты – это люди 12+. С самыми разными запросами. В основном меня знают, как человека, который предлагает помощь при:

- ОКР, ипохондрии, тревожных расстройствах, депрессии, панических атаках, прокрастинации, разводе…

Хотя на самом деле невозможно сказать, что я занимаюсь конкретными симптомами, синдромами или ситуациями. Потому что невозможно заниматься чем-то узко в человеке, который переживает целый спектр трудностей, выросших из его истории и окружения. Конечно, я работаю с утратой и горем, с расстройствами пищевого поведения, с травмой, с трудным выбором, поиском себя – со всем тем, что непреодолимо для клиента и связано с его текущей ситуацией. И я работаю как АСТ терапевт (Терапия Принятия и Ответственности), обращаясь, если вижу необходимость, к возможностям, которые открывают FAP (Функционально-Аналитическая психотерапия) и CFT (Терапия сфокусированная на сострадании). Да, я поведенческий психотерапевт.

А еще мне нравится помогать моим коллегам осваивать АСТ, поэтому я веду обучающие группы очно и онлайн, перевожу материалы с английского и делюсь с коллегами. Прохожу супервизии и участвую в интервизорских группах.

Профессиональная принадлежность

Association for Contextual Behavioral Science (член ассоциации)

А.Р.Г.О.- Белгородская региональная ассоциация детских и семейных психологов

Образование:

Профессиональное образование:

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (2009 – 2013). Специальность: Психолог, клинический психолог

Дополнительное профессиональное образование:

Долгосрочная программа "Базовый курс когнитивно-поведенческой психотерапии", 240 часов. Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (2017)


«Третья волна КПТ. Терапия принятия и ответственности», 20 часов. Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (2016)

"Когнитивно-поведенческая терапия расстройств личности" (в рамках III Международного Съезда Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, 2017)


"Преодоление терапевтических тупиков с помощью схема-терапии", 16 часов (Московский институт Схема-терапии, 2018)

Acceptance and Commitment therapy for Adolescents, 8 часов (Терапия принятия и ответственности для подростков, Центр контекстуальной поведенческой психотерапии, 2018)


Functional Analytic Psychotherapy, Функционально-аналитическая психотерапия (Базовый курс, 16 часов, Центр Контекстуальной Поведенческой Психотерапии, 2018)

Functional Analytic Psychotherapy / Функционально-аналитическая психотерапия (Продвинутый курс, 16 часов, Центр Контекстуальной Поведенческой Психотерапии, 2019)

Mindfulness and Body-Based Approaches: interventions for trauma, addiction, anxiety, depression ADHD and more (16 часов, Dr.Christopher Willard, 2019)
Евгения Дашкова
О себе.

У меня две специальности: я психолог и квалифицированный консультант при расстройствах пищевого поведения. Многие знают меня как специалиста по РПП и спрашивают: «А к вам можно прийти не про еду?» Конечно можно, ведь прежде всего я психолог, и работаю с целым живым человеком, а не отдельно с его пищевым поведением или другим расстройством.

Я люблю разные формы работы: веду индивидуальный приём, психотерапевтические группы и группы тренинга навыков для людей с СДВГ. Ещё я с большим вдохновением веду просветительские лекции по психологии, основала и провожу клуб «Такое тело» в Новосибирске, веду блог в Инстаграм, обучаю других психологов и помогающих специалистов.

Я считаю себя поведенческим психологом, мои любимые направления работы – Терапия принятия и ответственности (ACT), Терапия, сфокусированная на сострадании (CFT), Функционально-Аналитическая терапия (FAP). Мне живо интересно всё, что касается изменений поведения: как помочь человеку измениться надолго и всерьез.

Специализация:

Ко мне можно прийти почти с любой жизненной сложностью, однако в некоторых областях я считаю себя более компетентной, чем в других.

· Терапия расстройств пищевого поведения в той форме, которая не требует обязательной госпитализации;

· Синдром дефицита внимания (гиперактивности) у взрослых;

· Сложности современных взрослых людей: перфекционизм, трудоголизм, профессиональное и эмоциональное выгорание, истощение;

· Тревога и депрессия: для людей с такими сложностями я веду регулярные группы «ACT при тревоге, депрессии и других неприятностях»;

· Помощь женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации (психологическое насилие в семье, развод, трудности родительства и т.п.);

И конечно же, вы можете прийти, если у вас нет никаких особых сложностей, просто вам интересно познакомиться с собой поближе.

Я работаю с людьми любой гендерной и сексуальной принадлежности и ориентации.

Профессиональная принадлежность

Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (член ассоциации, преподаватель ассоциации)

Ассоциация врачей и психологов РПП: терапия и превенция (член ассоциации)

Association for Contextual Behavioral Science (член ассоциации)

Я получаю супервизию и регулярно прохожу личную терапию, участвую в интервизионных группах и организую их для коллег.

Образование:

Профессиональное образование:

1. Омский государственный университет (1999 – 2004). Специальность: Психология, квалификация: Психолог

2. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (2016 – 2017). Специальность: Диагностика и консультирование при расстройствах пищевого поведения, квалификация: Консультант

Дополнительное профессиональное образование:

  1. Долгосрочная программа "Базовый курс когнитивно-поведенческой психотерапии", 240 часов. Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии

  2. «Третья волна КПТ. Терапия принятия и ответственности», 20 часов. Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии

  3. Сертификационная программа «Functional analysis therapy», уровни I и II (всего 32 часа). Center for contextual Behavioral Therapy

  4. Семинар «Cognitive Behavioral Therapy for Bulimia Nervosa & Binge Eating Disorder», 16 часов. CBT & CAT Consulting Cambrige

  5. Семинар «The new Maudsley collaborative care approach for eating disorders», 16 часов. Kings College London, University of London

  6. Курс «Understanding ADHD: Current Research and Practice», Kings College London, University of London

  7. «Acceptance and commitment therapy for adolecsents», 8 часов. Center for contextual Behavioral Therapy

  8. Долгосрочная программа «Системная семейная психотерапия», 120 ч. Институт консультирования

  9. Долгосрочная программа «Тренинг-менеджер», 120 ч. Новосибирский институт экономики, психологии и права

  10. Другие курсы, семинары, супервизионные и интервизионные группы.
Видео:

  1. Всё, что вы не хотели знать об абьюзе (но пришлось) https://youtu.be/hfBER2wGnck

  2. СДВГ: что может сделать психотерапия https://youtu.be/lnTx4YV58pQ

  3. Перфекционизм: есть только один способ сделать это правильно https://youtu.be/msG_gLy-6iI

  4. Синдром дефицита внимания (гиперактивности) в диагностических руководствах https://youtu.be/XrmjNXkL_-c

На примере своей работы мы видим, какую колоссальную пользу приносит психотерапия людям. Для того, чтобы доказательной психотерапии в России стало больше, мы делаем следующее:
Обучаемся и используем в работе
контекстуально-поведенческие
подходы
Терапия принятия и Ответственности (ACT)
Терапия принятия и Ответственности (Acceptance and commitment therapy, АСТ) – направление, которое принято относить к «третьей волне когнитивно-поведенческой психотерапии». АСТ даже произносится на английском как «экт», то есть «действие», что явно намекает на «поведенческую» природу подхода.

В далеком-далеком 1982 году (как летит время!) Стивен Хайес всерьез задался вопросом: а что есть перестать тратить силы на борьбу с собственными эмоциями и мыслями, а вместо этого направить их на построение насыщенной, полноценной жизни? Ведь люди ежедневно тратят столько энергии, времени и сил на попытки избавиться от неприятных переживаний, - вот бы эту энергию да в мирное русло! Мы не знаем, думал ли Стивен Хайес именно так, но у него получилось.

Он создал АСТ - подход, который помогает развить психологическую гибкость: способность эффективно действовать в тех обстоятельствах, что есть (даже если они не очень-то и идеальные). Делать то, что важно, принимая те условия, которые невозможно изменить. Психологически гибкий человек может выбирать свой путь, двигаясь к тому, что имеет для него смысл, а не пытаться избавиться от каких-то мыслей, подавить тревогу или усилить счастье.

АСТ очень логичный и стройный подход: у него есть своя методология (нет времени объяснять, но это Relational Frame Theory, RFT) и четкая структура. Структуру АСТ создают шесть процессов психологической гибкости:

  1. Эмоциональная гибкость (принятие сложных переживаний вместо борьбы с ними)

  2. Когнитивная гибкость (способность наблюдать за своими мыслями, а не сливаться с ними)

  3. Гибкость внимания (контакт с настоящим моментов во всей его полноте вместо "застревания" внимания в каком-то моменте)

  4. Гибкость "Я" (наблюдение за своими мыслями, эмоциями и состояниями и способность выбирать свое поведение вместо наклеивания на себя ярлыков "я неудачник", "я ОКРщик" и т.п.)

  5. Гибкость ценностей (контакт с тем, что действительно важно для вас, вместо ориентации на правила, долженствования и привычки)

  6. Поведенческая гибкость (способность менять свое поведение вместо жестких, ригидных стереотипов действий)

Помогает ли это?

Да. Мы ежедневно убеждаемся в этом на собственном опыте и на опыте наших клиентов. А еще растет число рандомизированных клинических исследований эффективности ACT для различных проблем. В 2006 году было известно только около 30 таких исследований, а к 2019 году их количество перевалило за 300, проведено свыше двух десятков мета-анализов. АСТ доказала свою эффективность при депрессии, тревоге, психозах, расстройствах пищевого поведения, окр, стрессе, боли, курении и даже менструальном дискомфорте. Разработаны десятки протоколов, чтобы помочь психотерапевтам и психологом работать более эффективно - как в группах, так и индивидуально.
Терапия, сфокусированная на сострадании (CFT)
Терапия, сфокусированная на сострадании (Compassion Focused Therapy, CFT) - достаточно молодой психотерапевтический подход, разработанный в начале 21 века профессором Полом Гилбертом. Терапия в рамках CFT - это развитие умения проявлять сострадание по отношению к себе и другим людям. Многие исследователи сходятся в том, что сострадание - неотъемлемый компонент благополучия и поддержания психического и эмоционального здоровья.

Вот только с самим этим словом "сострадание" возникают сложности. Вокруг него образовалось столько ассоциаций, мифов и стереотипов, что людям иногда даже страшно представить себе, что им придется быть сострадательными. Значит ли это, что предстоит себя жалеть, потакать своим слабостям? Или превращаться в святошу, способного прощать любые грехи? Разумеется, речь не о том.

Сострадание в CFT - это "чувствительность к своему и чужому страданию вместе с намерением его устранить и предотвратить" (Paul Gilbert, 2016). Для развития сострадательного ума необходимы два компонента:

  1. Храбрость - способность сталкиваться лицом к лицу со своим страданием, проблемами, сложными переживаниями, исследовать их максимально честно и не прятаться от трудностей.

  2. Мудрость - понимание причин страдания, а также готовность совершать конкретные эффективные действия, которые помогут улучшить качество жизни в долгосрочной перспективе.
В сердце CFT лежит понимание базовых систем эмоциональной регуляции: угрозы и самозащиты, побуждения и драйва, удовлетворения и социальной безопасности. В рамках сессий терапевт и клиент изучают, как три системы эмоций связаны с мыслями и поведениями, а конечная цель в том, чтобы восстановить баланс между этими тремя системами.

CFT объединяет методологию разных подходов и направлений психологии:

  • Когнитивно-поведенческую психотерапию

  • Психологию развития (теорию привязанности, поливагальную теорию)

  • Эволюционную психологию

  • Социальную психологию

  • Нейробиологию

  • Буддистскую философию
Изначально CFT разрабатывался как подход для работы с людьми с высоким уровнем стыда и самокритики. Современные исследования говорят о том, что многими людьми, сталкивающимися с психологическими проблемами, движет страх системы социальных рангов, в которой все мы живем. Это выражается в жестких оценках, критике и самокритике, тревоге о том, что другие увидят наши недостатки, осудят и отвергнут. Как результат, мы чувствуем себя одинокими даже среди людей.

Именно поэтому в процессе психотерапии мы учимся создавать внутри себя иную мотивацию: мудрую, сильную, сострадательную - и постепенно делаем ее ядром своей личности. Это дает нам возможность по-новому, с большей заботой и отвагой справляться с жизненными кризисами и обращаться со своей и чужой болью. Главные терапевтические мишени в CFT - это помощь клиентам в развитии навыков замедления и заземления, переживание опыта безопасности, человеческого контакта, сопереживания. Только так мы можем честно соприкоснуться с тем, что представляет для нас угрозу - как во внешнем мире, так и внутри нас самих.
Функционально-аналитическая психотерапия (FAP)
Функционально-аналитическая психотерапия (ФАП, Functional analytic psychotherapy, FAP) - это психотерапевтический подход, основанный на клиническом поведенческом анализе (CBA), также относящийся к «третьей волне когнитивно-поведенческой терапии».

Из чего вырос FAP? Из важного вопроса, которым задаются психотерапевты, исследователи и сами клиенты: как так получается, что при использовании одних и тех же протоколов, техник и инструментов одни психологи оказываются более успешными и результативными в терапии, чем другие? Что они делают иначе и как это «иначе» влияет на клиентов? И вот Роберт Коленберг и Мэвис Цай (Robert Kohlenberg, Mavis Tsai) начали в 1980-х со всем упорством изучать эти процессы. Они выяснили, что на результативность терапии оказывали влияние особые терапевтические отношения, которые устанавливались между специалистами и их клиентами.

Одно из допущений FAP заключается в том, что поведение клиента в рамках сессии функционально аналогично тому, как он ведет себя в других своих отношениях. Часто поведение в разных ситуациях может только выглядеть по-разному, и это значительно осложняет выбор мишени для терапевта. Но функциональный анализ помогает увидеть, что такие непохожие по форме поведенческие реакции выполняют при этом одну и ту же функцию. И тогда, если использовать функциональный анализ, то можно от сессии к сессии влиять на целые классы поведенческих ответов клиента, расширяя репертуар более эффективных ответов для конкретного клиента в его уникальных условиях.

Чтобы дело двигалось хорошо, терапевт следует пяти правилам/принципам:

1) выделяет неэффективное клинически релевантное поведение,

2) создает условия, которые его вызывают,

3) усиливает вероятность формирования другого, эффективного клинически релевантного поведения,

4) анализирует и подкрепляет результат,

5) способствует применению нового поведенческого ответа в широком жизненном контексте.

Но чтобы быть хорошим тренером-терапевтом для клиента, специалисту и самому необходимо быть в очень хорошем контакте с собой: осознавать свои собственные потребности, поведение, ценности. Иметь готовность открываться своим переживаниям и быть уязвимым в присутствии другого. И в ответ принимать уязвимость и потребности клиента, создавая безопасную среду, в которой клиент готов рисковать ради перемен. Все эти ключевые мотивы включены в так называемую модель ACL: «Осознанность, Отвага, Любовь» (Awareness, Courage, Love), которой FAP-терапевт руководствуется в своей работе.
Когнитивная терапия на основе осознанности (MBCT)
Когнитивная терапия на основе осознанности (Mindfulness Based Cognitive Therapy, MBCT) помогает справиться с повторяющимися эпизодами депрессии, сниженным настроением и стойким ощущением неудовлетворенности собственной жизнью. В MBCT сплетаются идеи когнитивной терапии и медитативные практики. Психотерапевт помогает клиенту развить навыки осознанности (mindfulness) - способность определенным образом управлять своим вниманием: намеренно фокусироваться на том, что происходит прямо сейчас, на своих текущих переживаниях, ощущениях, мыслях и чувствах. Делать это следует особым способом: с любопытством, доброжелательностью и пониманием.

Для развития навыков осознанности в MBCT используют специальные упражнения. Это или так называемые формальные практики, которым клиент уделяет специальное время и место, или повседневные практики - выполнение привычных рутинных действий с такой же намеренной концентрацией на настоящем моменте.

Интервенции на основе mindfulness можно применять в индивидуальной психотерапии как самостоятельное направление работы или как дополнительный инструмент, повышающий эффективность многих других техник. Однако, MBCT в своей изначальной форме представляет собой 8-недельный групповой курс

MBCT в изначальной форме представляет собой 8-недельный групповой курс с еженедельными встречами, однодневным ретритом (днем, полностью посвященным практике) и активной самостоятельной практикой, которой участники занимаются дома и результаты которой отмечают в дневнике самонаблюдения. Этот протокол был разработан Зинделом Сигалом, Марком Уильямсом и Джоном Тисдейлом (Zindel Segal, Mark Williams, John Teasdale) на основе курса Снижения стресса на основе осознанности (Mindfulness Based Stress Reduction, MBSR), автором которого был Джон Кабат-Зинн (John Kabat-Zinn), один из первооткрывателей в сфере применения практик mindfulness в психотерапии и медицине. Помимо групповых курсов, однако, практики на основе mindfulness применяют и в индивидуальной психотерапии: как самостоятельное направление работы или как дополнительный инструмент, который повышает эффективность других техник.

Практики mindfulness так или иначе применяются в большинстве современных психотерапевтических подходов, но в MBCT и MBSR они занимают центральное место. В отличие от MBSR, в MBCT больше внимания уделяется влиянию мыслей и убеждений на самочувствие, а сама программа MBCT построена так, чтобы работать именно с расстройствами настроения и соответствующими особенностями мышления и поведения. Главная задача психотерапии в том ключе - знакомство с разными режимами ума, которые бывают характерны для расстройств настроения, а также выстраивание новых отношений этими режимами и сложными переживаниями. В ходе психотерапии клиенты вновь обретают способность эффективно действовать, заботиться о себе и улучшать качество жизни в любом настроении и состоянии.
Помимо этого мы
Принимаем клиентов
и ведем терапевтические группы в Москве, Новосибирске, Белгороде и онлайн - по всему миру
Обучаем психологов
работе в ACT и других подходах: проводим отдельные вебинары, семинары и обучающие курсы
Пишем статьи
чтобы рассказать людям про психотерапию. Некоторые из них доступны в нашем блоге.
Ведём лекции
семинары, выступаем на открытых площадках и конференциях - везде, где можно рассказать заинтересованным людям о доказательной психотерапии
Записываем видео
и прямые эфиры, чтобы вы могли послушать нас на расстоянии. Видео можно посмотреть здесь.
Переводим статьи
рабочие протоколы, материалы для психологов и психотерапевтов (а Дарья Сучилина переводит еще и выступления зарубежных тренеров), чтобы они были доступными в России
Новое в нашем блоге
Новые видео
Круглый стол на тему «Пациенториентированность» на Первом Медицинском канале
Выступление на круглом столе с докладом «Мотивация через драйв"
Контакты
Если у вас есть вопросы, вы хотите пригласить кого-то из нас выступить или обсудить какой-либо еще вариант сотрудничества, свяжитесь с нами любым удобным способом.
Телефон/WhatsApp: +1 123 456 78 90
E-mail: dariasuchilina@gmail.com
© 2020 Проект «ВКонтексте»
Сайт создан Михаилом Крутманом
Иконки от Tilda Publishing
Фото - Unsplash